10 января в МБОУ «Яльчикская СОШ
им. Героя России Н.А.Петрова» состоялся педсовет на тему «Развитие
профессиональных компетенций педагогов школы как фактор повышения качества
образования в соответствии с современными требованиями».
Баймушкин В.М, заместитель директора по УВР отметил, что в
современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в
школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его
способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои
образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные
запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача
организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности
ученика.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной
компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте
педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В
стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством,
которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится
умение учиться.
Следовательно, важным условием введения ФГОС в
общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его
философской и педагогической позиции, методологической, дидактической,
коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам
второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных
технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения,
использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе
компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской
деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов
и активных форм обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и
педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Компетентность – это
способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем
выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Под профессиональной
компетентностью понимается
совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной
педагогической деятельности. Структура профессиональной компетентности учителя
может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной
компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической
готовности.
Решение основных задач общего
образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности
педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно,
что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно
самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким
профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только
профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие
компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога,
система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в
целостности, дающие качественные образовательные результаты.
Сусметова Т.Ф., руководитель ШМО
учителей русского языка и литературы, ознакомила с работой в методическом
объединении учителей гуманитарного цикла и отметила работу в творческих и
проблемных группах как фактор повышения профессиональной компетентности
педагога.
Данилова А.Н., руководитель ШМО учителей
начальных классов, ознакомила с опытом работы методического объединения
учителей начальных классов.
О развитии профессиональной
компетентности через инновационную деятельность рассказала учитель английского языка
Медведева Е.А. Она ознакомила коллег с примерами инновационных технологий, таких
как использование нейросети, сервиса LearningApps.
Смирнова Л.В., руководитель ШМО ССППСС,
ознакомила с процессом реализации решений педсовета от 31.10.2024 «Реализация
адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ и УО в соответствии с ФГОС. Возможности
и перспективы».
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».