РЕБЕНОК С ТРУДНОСТЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНОК  С ТРУДНОСТЯМИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

                  КАКИЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕЮТСЯ ДЛЯ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА?

         Специальное образование – обучение в специальных (коррекционных) образовательных организациях,  реализующих адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (в т.ч. школьников с интеллектуальными нарушениями).

Инклюзивное образование – осуществляется в общеобразовательных школах, в которых реализуются  адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Семейное обучение – получение образования вне стен школы, это особый метод организации  учебного процесса. Для того, чтобы перевести ученика на семейную форму обучения, нужно получить разрешение соответствующих органов образования.

Надомное обучение – способ организации обучения дома или в медицинском учреждении,

рекомендовано для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу.

Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает

правильное соотношение особых потребностей ребенка и специальных условий обучения и воспитания. Специальное образование направлено на получение образования того уровня,

который способен усвоить ребенок в специально созданных педагогических условиях.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ образования включают в себя:

-использование в обучении специальных методов, приемов и средств (специальные программы, учебники, дидактические пособия, сочетание наглядных практических и словесных средств в обучении);

- адаптация содержания учебной программы (должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе);

- дифференциация и индивидуализация обучения школьника с интеллектуальными нарушениями (проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий);

- комплексный/системный подход к обучению и воспитанию (участие квалифицированных специалистов - дефектологов, логопедов, врачей, клинических психологов) школьников с интеллектуальными нарушениями;

- вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Особые образовательные потребности индивидуальны для каждого ребенка, связанны с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Особые образовательные потребности ориентированы на учет индивидуальных особенностей развития ребенка. Для одних детей жизненно-значимыми являются потребности в накоплении знаний и умений для решения практических задач, ориентировки в окружающем мире, в овладении элементарными трудовыми

умениями для будущего профессионального самоопределения и самостоятельностью в разных бытовых ситуациях. Для других в накоплении и овладении доступными средствами коммуникации,  самостоятельности в знакомых бытовых ситуациях, формировании необходимых умений в ситуации взаимодействия, близких к жизненному опыту ребенка. Для третьих наиболее значимым является социальное поведение  в комфортных условиях ухода, сохранение положительного психологического, эмоционального статуса в ситуации взаимодействия с близким или со знакомым взрослым.

ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – это рекомендации по созданию специальных педагогических условий  с указанием  варианта  адаптированной основной образовательной программы (АООП) «особому»  ребенку,  учитывающие его возможности и потребности в сохранении и укреплении  здоровья.

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ:

специалисты (врачи, педагоги-дефектологи,   психологи) изучают возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка; на основе результатов комплексного обследования  дают заключение  (документ), в котором  отражены  специальные

образовательные условия по обучению и воспитанию ребенка.Родители (законные представители) получают заключение (документ), в котором  указан  вариант   адаптированной  основной общеобразовательной программы обучения  «особого» ребенка. В образовательную организацию родители обращаются с  заключением ПМПК и заявлением.

КАКИЕ ИМЕЮТСЯ ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ?

      АООП адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения,  речи, задержкой психического здоровья, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра). Для детей с трудностями познавательного развития обучение в школе строится в соответствии с ФГОС  и ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.

ВАРИАНТ АООП (ПЕРВЫЙ ИЛИ ВТОРОЙ) определяется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) на основе комплексного обследования ребенка и   рекомендуется в зависимости от степени выраженности интеллектуального нарушения и особых образовательных потребностей каждого ребенка. ВАРИАНТ 1 АООП рекомендован для детей с легкой формой умственной отсталости. В классе может обучаться до 12 человек.

ВАРИАНТ 2 АООП для детей с более выраженными формами умственной отсталости. В классе обучается до 6 человек. На основе 2 варианта АООП разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР) на каждого ребенка.

ЧТО ВХОДИТ В СИПР?

Подробная характеристика ребенка индивидуальный учебный план (определен список учебных предметов  коррекционных курсов – индивидуальные ожидаемые результаты освоения программы) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов,внеурочная деятельность, условия ухода и присмотра, сотрудничество с семьей обучающегося.

При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля своего поведения оказывается невозможно или ограничено, в образовательной организации создаются условия реализации потребности в уходе и присмотре. По окончании обучения по СИПР специалистами школы заполняются индивидуальные диагностические карты на каждого обучающегося с описанием количественных и качественных изменений его развития. Обучение по СИПР направлено на максимальное развитие жизненно важных навыков и социализации. Программа составляется на 1 год, отслеживается динамика развития, заполняются дневники наблюдений. В составлении этой программы принимают участие классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель адаптивной физкультуры и другие учителя. ИПРА-Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида.

            Инвалидность подтверждает комиссия МСЭ (медико-социальной экспертизы), проводится очно или заочно. Программа включает мероприятия, направленные на устранение или восстановление ограничений жизнедеятельности ребенка – инвалида, главная цель которых помочь ему научиться адаптироваться к окружающей среде и самостоятельно действовать в различных жизненных ситуациях. В образовательной организации осуществляется психолого-педагогическая реабилитация и абилитация ребенка с инвалидностью.