КАКИЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕЮТСЯ ДЛЯ
«ОСОБОГО» РЕБЕНКА?
Специальное образование – обучение в
специальных (коррекционных) образовательных организациях, реализующих адаптированные
общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью (в т.ч. школьников с интеллектуальными нарушениями).
Инклюзивное образование – осуществляется в общеобразовательных школах, в которых реализуются адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Семейное обучение – получение
образования вне стен школы, это особый метод организации учебного процесса. Для того, чтобы перевести
ученика на семейную форму обучения, нужно получить разрешение соответствующих
органов образования.
Надомное обучение – способ
организации обучения дома или в медицинском учреждении,
рекомендовано для детей, состояние
здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу.
Основанием для организации
обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной
форме обращение родителей (законных представителей).
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ?
Специальное образование детей с
ограниченными возможностями здоровья обеспечивает
правильное соотношение особых
потребностей ребенка и специальных условий обучения и воспитания. Специальное
образование направлено на получение образования того уровня,
который способен усвоить ребенок в
специально созданных педагогических условиях.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ образования
включают в себя:
-использование в обучении
специальных методов, приемов и средств (специальные программы, учебники,
дидактические пособия, сочетание наглядных практических и словесных средств в
обучении);
- адаптация содержания учебной
программы (должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в
стандартной школьной программе);
- дифференциация и
индивидуализация обучения школьника с интеллектуальными нарушениями (проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий);
- комплексный/системный подход к
обучению и воспитанию (участие квалифицированных специалистов - дефектологов,
логопедов, врачей, клинических психологов) школьников с интеллектуальными
нарушениями;
- вовлечение родителей в образовательный
и воспитательный процесс.
Особые образовательные потребности
индивидуальны для каждого ребенка, связанны с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья. Особые образовательные потребности ориентированы на учет
индивидуальных особенностей развития ребенка. Для одних детей
жизненно-значимыми являются потребности в накоплении знаний и умений для
решения практических задач, ориентировки в окружающем мире, в овладении
элементарными трудовыми
умениями для будущего
профессионального самоопределения и самостоятельностью в разных бытовых
ситуациях. Для других в накоплении и овладении доступными средствами коммуникации, самостоятельности в знакомых бытовых
ситуациях, формировании необходимых умений в ситуации взаимодействия, близких к
жизненному опыту ребенка. Для третьих наиболее значимым является социальное
поведение в комфортных условиях ухода,
сохранение положительного психологического, эмоционального статуса в ситуации
взаимодействия с близким или со знакомым взрослым.
ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ДЛЯ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – это
рекомендации по созданию специальных педагогических условий с указанием
варианта адаптированной основной
образовательной программы (АООП) «особому»
ребенку, учитывающие его
возможности и потребности в сохранении и укреплении здоровья.
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КОМИССИЯ:
специалисты (врачи,
педагоги-дефектологи, психологи)
изучают возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка; на основе
результатов комплексного обследования
дают заключение (документ), в
котором отражены специальные
образовательные условия по
обучению и воспитанию ребенка.Родители (законные представители) получают
заключение (документ), в котором
указан вариант адаптированной основной общеобразовательной программы
обучения «особого» ребенка. В
образовательную организацию родители обращаются с заключением ПМПК и заявлением.
КАКИЕ ИМЕЮТСЯ ВАРИАНТЫ
АДАПТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ?
АООП
адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического здоровья,
опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, с расстройствами
аутистического спектра). Для детей с трудностями познавательного развития
обучение в школе строится в соответствии с ФГОС
и ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями.
ВАРИАНТ АООП (ПЕРВЫЙ ИЛИ ВТОРОЙ)
определяется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) на основе
комплексного обследования ребенка и рекомендуется
в зависимости от степени выраженности интеллектуального нарушения и особых
образовательных потребностей каждого ребенка. ВАРИАНТ 1 АООП рекомендован для
детей с легкой формой умственной отсталости. В классе может обучаться до 12
человек.
ВАРИАНТ 2 АООП для детей с более
выраженными формами умственной отсталости. В классе обучается до 6 человек. На
основе 2 варианта АООП разрабатывается специальная индивидуальная программа
развития (СИПР) на каждого ребенка.
ЧТО ВХОДИТ В СИПР?
Подробная характеристика ребенка индивидуальный
учебный план (определен список учебных предметов коррекционных курсов – индивидуальные
ожидаемые результаты освоения программы) перечень необходимых технических средств
и дидактических материалов,внеурочная деятельность, условия ухода и присмотра,
сотрудничество с семьей обучающегося.
При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля своего поведения оказывается невозможно или ограничено, в образовательной организации создаются условия реализации потребности в уходе и присмотре. По окончании обучения по СИПР специалистами школы заполняются индивидуальные диагностические карты на каждого обучающегося с описанием количественных и качественных изменений его развития. Обучение по СИПР направлено на максимальное развитие жизненно важных навыков и социализации. Программа составляется на 1 год, отслеживается динамика развития, заполняются дневники наблюдений. В составлении этой программы принимают участие классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель адаптивной физкультуры и другие учителя. ИПРА-Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида.
Инвалидность подтверждает комиссия МСЭ (медико-социальной экспертизы), проводится очно или заочно. Программа включает мероприятия, направленные на устранение или восстановление ограничений жизнедеятельности ребенка – инвалида, главная цель которых помочь ему научиться адаптироваться к окружающей среде и самостоятельно действовать в различных жизненных ситуациях. В образовательной организации осуществляется психолого-педагогическая реабилитация и абилитация ребенка с инвалидностью.