10 января в МБОУ
«Яльчикская СОШ» состоялся педсовет на тему «Формирование и развитие
функциональной грамотности обучающихся как важнейшее условие повышения качества
образования».
Баймушкин В.М.,
заместитель директора по УВР, отметил, что функциональная грамотность — это
умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно
определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами
парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная
грамотность сформирована через формат международного исследования
PISA.
Составляющие
функциональной грамотности:
Читательская
грамотность – способность человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественнонаучная
грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию
по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления;
понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные
и использовать научные доказательства.
Математическая
грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения;
использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность –
знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки,
мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в
разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической
жизни.
Креативное мышление.
Глобальные компетенции. Под
глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически
рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и
межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как
культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие,
суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое,
уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции
включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в
различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о
глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к
новому, эмоциональное восприятие нового.
Выступающие подробно
остановились на анализе результатов диагностических работ по функциональной
грамотности обучающихся 8-9 классов.: по математической грамотности. читательской
грамотности, естественнонаучной грамотности.
Педагоги пришли к
выводу о том, что большая
ответственность ложится на российскую школу, которая закладывает основы
функциональной грамотности обучающегося и формирует его мотивацию на учебу.
Подготовка функционально грамотных школьников с высоким уровнем амбиций и
высокой образовательной активностью – это условие социально-экономического
развития страны, показатель качества образования.