17ноября в рамках недели русского языка и
литературы в МБОУ «Яльчикская СОШ» прошло внеклассное мероприятие «Этот
удивительный мир фразеологизмов» .
Красивая правильная речь - несомненное
достоинство, как взрослых, так и детей. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо
знать язык, на котором говоришь. Лучше и говорит и пишет тот, кто много читает,
кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи.
Фразеология - сокровищница образных средств
любого языка. Сокровища накапливаются веками и нередко надолго и надёжно
скрываются от постороннего взгляда. Богатство языка - это богатство его
фразеологии. Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир,
историческая эпоха - факты ушедшего быта представлений и верований наших
предков, реальные события далёкого прошлого.
Работа с фразеологизмами стимулирует развитие
речи. Но только ли речь развивается в процессе этой работы? Известно, что в
единстве с развитием речи происходит развитие мышления. Мышление
совершенствуется в речевом общении.
Что такое фразеологизмы?
Русский язык очень богат меткими и образными
устойчивыми сочетаниями слов. Такие устойчивые сочетания называются
фразеологическими оборотами. Слово «фразеология» происходит от двух слов
греческого языка: «фразис» - выражение оборот речи, «логос» - понятие, учение.
Фразеологизмы — это устойчивые сочетания
слов, которые выражают целостное фразеологическое значение и по функции
соотносятся с отдельными словами. То есть, устойчивые сочетания слов, разные
или близкие по значению одному слову, называются фразеологизмами: вешать нос —
унывать. Как и слова фразеологизмы служат наименованиями предметов, явлений и
признаков: сбить с толку — запутывать.
Проведённое мероприятие позволяет сделать следующие выводы:
Фразеология - один из разделов языкознания,
следовательно, неотъемлемая часть в изучении родного языка в целом.
Фразеологизмы существуют на протяжении всей
истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из
поколения в поколение.
При изучении фразеологии в школе необходим
научный подход. Знания о фразеологизмах и сами фразеологизмы должны быть
доступны пониманию школьниками.
Работа с фразеологизмами во внеурочное время улучшает речевые умения учащихся, развивает мышление, в том числе абстрактное, а также закладывает основы исследовательской деятельности.