25 ноября 2022 года Ассоциацией учителей начальных классов Яльчикского района Чувашской Республики был проведён методический семинар «Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание на уроках чувашского языка и литературы. Роль родного языка в формировании личности ребёнка».

25 ноября 2022 года Ассоциацией учителей начальных классов Яльчикского района Чувашской Республики был проведён методический семинар «Этнокультурные традиции и духовно-нравственное воспитание на уроках чувашского языка и литературы. Роль родного языка в формировании личности ребёнка».

Молоствова В.Г., руководитель методического объединения, считает, что сегодня весомый вклад в сохранение и развитие своего родного языка вносят именно учителя, преподающие данный предмет, вкладывающие в свою работу весь свой творческий потенциал и всё своё профессиональное мастерство. В первую очередь, это учителя начальных классов. Преподавание чувашского, родного языка в школе - непростая задача для учителя, любящего своё дело и желающего видеть результат своей работы. Одной из проблем является устойчивая тенденция к снижению интереса детей к изучению чувашского языка как языка, малозначимого для их будущей жизни. Ведь в последнее время во многих семьях стали общаться на русском. Ребята при общении друг с другом не используют чувашский язык. К сожалению, многие родители выбирают для своего ребенка русский язык, который становится для него основным средством общения и определяется, как родной язык. Здесь появляются трудности изучения родного языка в школе.  Почему знание родного языка потихоньку отходит на второй, третий план и может быть еще дальше? Ведь для любого народа важно знать и чтить свои традиции. Если народ не знает историю своего края, свой родной язык, он вымирает. Чувашский народ может быть просто забыт. Мы чуваши! И мы должны этим гордиться! Именно поэтому стоит понимать, что к собственному языку стоит относиться бережно, его необходимо ценить и охранять. Ведь он содержит в себе духовное и культурное наследие, и, искажая его или обедняя, мы с пренебрежением относимся к нашим предкам и к самим себе.

На семинаре обсуждались интересные и актуальные вопросы преподавания родного языка в современных условиях. Маркова Л.Н., Смирнова А.С., Волкова А.А. (учителя начальных классов МБОУ «Яльчикская СОШ»), Алексеева М.Л. (учитель начальных классов МБОУ «Новобайбатыревская СОШ», Рыбкина Т.В. (учитель начальных классов МБОУ «Кошки-Куликеевская СОШ»), Михеева З.А. (учитель начальных классов МБОУ «Кильдюшевская СОШ»), Сычаева С.В. (учитель начальных классов МБОУ «Байдеряковская ООШ»)  в своих выступлениях отметили важность сохранения родного языка, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. Подчеркнули, что решая задачи речевого развития ФГОС третьего поколения, проводят работу по обучению чувашскому языку в разных видах деятельности с учётом специфики национальных, социокультурных условий. Немаловажным этапом в обучении чувашскому языку является обогащение развивающей среды материалами о родном селе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых. Считают, что самое важное и элементарное правило: «Для сохранения родного языка, в первую очередь нужно на нем говорить, необходимо живое общение на языке, который вы хотите сохранить. Говорить нужно вне зависимости от уровня владения языком, это первый и очень важный шаг на пути к его сохранению…

Говорить, читать и писать на родном языке — это задача нашего поколения, потому что родной язык связывает нас с нашими славными предками, его сохранение, в совокупности с сохранением культуры и фольклора помогает нации продолжать своё существование. Родной язык является визитной карточкой любой нации.

По отзывам участников, мероприятие было организовано на высоком уровне, проводилось в дружественной атмосфере, располагающей к открытому диалогу, дало позитивный настрой на дальнейшую работу и применение полученных знаний на практике, отличалось активностью всех участников.  

Каждый участник получил сертификат, подтверждающий участие в семинаре.