14 марта в 9 «б» классе
МБОУ «Яльчикская СОШ» провели урок-практикум, посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей.
В 2022 году Всемирный день прав
потребителей пройдет под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги». В
последние годы, в связи с переходом на дистанционные каналы обслуживания,
произошло мощное развитие мошеннических систем в банковской сфере, посягающее
на права потребителей.
С целью обеспечения прав потребителей
в сфере цифровых финансовых услуг необходимо принятие новых инновационных
подходов, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей
потребителей на рынке цифровых финансовых услуг и продуктов.
В ходе мероприятия Макарова Р.В. учитель обществознания
и права ознакомила обучающихся с историей потребительского движения в мире. Всемирный день защиты прав потребителей
отмечается с 1983 года. Он приурочен к дате выступления 35-го президента США
Джона Кеннеди в конгрессе США в 1961 году, когда тот сформулировал основные
права потребителей: право на информацию; право на безопасность; право на выбор;
право быть услышанным. Позже они легли в основу закона о защите прав
потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию. Действующий в РФ
закон от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» был введен в действие
7 апреля 1992 года.
Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым
организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Банкоматы, платежные банковские и небанковские
терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают
возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание
денежных средств без участия банковского кассира.
Мобильный
банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю
дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а
также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи
компьютера, планшета, мобильного телефона.
Все эти
новые и удобные финансовые инструменты, не только создают комфортную
пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать. Наиболее
актуальными проблемами по-прежнему остаются навязывание дополнительных услуг
без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг и блокировка
банковских карт.
На уроке
девятиклассники проявили большую заинтересованность к вопросам защиты прав
потребителей, отстаиванию своих интересов. В ходе занятия были проработаны наиболее часто встречающиеся
ситуации и меры, которые необходимо
принимать для защиты прав потребителей в сфере цифровых финансовых
услуг.