Развитие познавательных способностей обучающихся во внеклассной работе в условиях реализации ФГОС

В данный период работаю над темой «Развитие познавательных способностей у младших школьников во внеклассной работе в условиях реализации ФГОС».

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Это возможно в том случае, если знания и умения сформированы в процессе высокой заинтересованности учащихся. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. Зачастую процесс обучения воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.

Познавательный интерес – это направленность, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу образования, он должен мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Исходя из своего опыта, представлю вам методы и формы работы с детьми, которые применяю в своей педагогической деятельности.

Во-первых, это организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания для более сильных учеников и обучение их рациональным приёмам самостоятельной работы.

Во-вторых, организую совместную деятельность учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Учащиеся с удовольствием работают в парах и группах со сменным составом. При этом каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать свою точку зрения, объяснять, отстаивать своё мнение. А более всего, учащимся нравится оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся, на уроках я использую различные творческие задания, занимательные опыты и материалы, задачи на логику и смекалку. Стараюсь с первого класса привить учащимся любовь к книге и к чтению.

Мотивирую всех учащихся своего класса на заинтересованность в более глубоком изучении предмета через участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней. Дети с удовольствием участвуют и получают сертификаты и дипломы. Обучающиеся с интересом участвуют в проектно-исследовательской работе, в научно-практических конференциях.

На уроках можно использовать  такие задания, как: штриховка, графический диктант, нестандартные задания с лишними и недостающими данными, игра «Почтальоны», когда одним ребятам даются карточки с заданиями, другим – с ответами. Ребята –почтальоны должны выполнить задание и найти «квартиру» с таким номером, а жильцы квартиры проверяют – правильно ли пришел почтальон.  И много других.

Особое место в работе занимают разноуровневые задания. В 1 классе ребята получают задания различной степени сложности, начиная со второго класса им предлагается несколько заданий, из которых они выбирают сами задания, которые им более интересны. Это задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровней. (Прил 1 )

Можно использовать творческие уроки: уроки-викторины, уроки-мастерские, уроки-соревнования и т.д. Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты.

Я веду в классе кружок  «Школа мудрецов». В его основу входят задания по развитию познавательных способностей детей. Задания обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление.     

Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и   не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.

Результатом своей работы по развитию познавательных способностей младших школьников считаю следующее: повышение уровня учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала, развитие сообразительности, пространственного  мышления, воображения,  способности анализировать, обобщать. С удовольствием ребята участвуют в олимпиадах по предметам, занимают призовые места.

Наше время – это время перемен. Сейчас очень ценятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески  мыслить. Работа по развитию познавательных способностей  способствует развитию таких умений.