Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения. Адаптация - целостный, системный процесс взаимодействия человека с природной и социальной средой. Привыкание к новому коллективу представляет трудность даже для взрослых людей, что уж говорить о детях, не имеющих достаточных навыков и опыта общения. Несовершеннолетние обладают обостренным эмоциональным восприятием происходящего. Для них очень важна теплая дружественная обстановка, одобрительное и понимающее отношение окружающих, ведь переходя в новую школу, ребенок должен привыкнуть к новым учителям и одноклассникам, завести друзей, принять изменившиеся условия жизни.
В МБОУ «Яльчикская СОШ» с целью выявления уровня адаптации в школе несовершеннолетних социальными педагогами было проведено анкетирование. Анкета состояла из двенадцати вопросов, касающихся учебного процесса, пребывания несовершеннолетних в школе, классе, взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Результаты показали, что все несовершеннолетние довольно успешно адаптированы в школе, в новом коллективе. И в этом большая заслуга учителей и всего педагогического персонала школы, которые активно поддерживают обучающихся.