Совершенствование профессионального мастерства педагогов через работу школьных методических объединений

Доклад:

 

«Совершенствование профессионального мастерства педагогов

через работу школьных методических объединений»

Введение

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

ШМО учителей начальных классов

В течение многих лет основной формой методической работы в школе было методическое объединение учителей. В рамках МО рассматриваются вопросы частной методики по предмету: разработка приемов, методов, технологий обучения по тем или иным темам, которые сами преподаватели для себя считали актуальными, работа с образовательными стандартами, инновационные технологии, работа с одаренными детьми, совершенствование форм и методов организации урока, подготовка к экзаменам, взаимные посещения занятий и др.  Основная форма ШМО -  заседание.  Каждое МО работает над своей методической темой. Основная тема работы ШМО учителей начальных классов в 2015-2016 учебном году - «Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО». Цель методической работы: создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.

Задачи методической работы:

v                  Способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования.

v       Создать условия для повышения уровня квалификации педагога.

v       Акцентировать внимание на повышении уровня самообразования каждого учителя.

v       Способствовать выявлению, изучению ценного передового педагогического опыта и его распространения.

v       Обеспечить методическое сопровождение функционирующих программ и проектов.

v       Продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО.

v       Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.

Исходя из поставленной цели работы методического объединения учителей начальных классов, запланирована методическая работа, работа по преемственности, открытые уроки, межсекционная работа.

Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной работе членов ШМО и их заинтересованности. Вся работа учителей начальных классов  имеет практическую направленность и ориентирована на повышение профессионализма учителей. Коллектив учителей начальных классов состоит из 9 человек. Все учителя находятся в постоянном развитии, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально- методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели,  выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические  требования,  добиваются эффективной  обратной связи с учащимися, рационально  используют время на  уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки  коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.

Курсы  повышения квалификации

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе.

 Курсы повышения квалификации наши учителя проходят своевременно. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. После прохождения курсов учителя  различными путями применяют полученные знания.

Анализ прохождения курсов за 5 лет показал – в начальной школе нет учителей, которые в течение 5 лет не посетили курсы повышения квалификации. В прошлом году Григорьева Г.Н.прошла курсы по теме «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО», а Волкова С.В. и Маркова Т.Г. по теме «Содержание и актуальные проблемы преподавания  курса  ОРКСЭ». Также учителя начальных классов периодически  выезжают на семинары. В этом году в сентябре все учителя начальных классов приняли участие в работе республиканского семинара по теме «Содержание и актуальные проблемы преподавания учебного курса «ОРКиСЭ».

Самообразование

Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.

Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов  и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. Следует отметить, что темы самообразования есть у всех учителей. Многие из учителей М/О имеют четкий план работы над темой самообразования. Результатом данной работы являются выступления на М/О, педсоветах, на секционных занятиях районной педагогической конференции работников образования.

Современные образовательные технологии.

Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении. В начальном звене учителя стремятся к реализации комплекса мер по информатизации образовательного процесса.  Они проводят уроки с использованием мультимедиа и интерактивной доски. В своей работе учителя используют элементы технологий проблемного, дифференцированного,  здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, наибольшее внимание уделяется технологии развивающего обучения.

Организация внеклассной работы

Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача для руководителя методической работой. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать необходимую среду помогают такие формы методической работы, как творческие отчеты учителей по темам самообразования, открытые уроки, конкурсы «Учитель года», «Самый классный классный», «Серафимовский учитель», «круглые столы» по обмену опытом и т.д. Ценный опыт работы учителей необходимо довести  до каждого учителя школы через проведение мастер-классов, семинаров, открытых уроков, через знакомство с опытом этих учителей на страницах их личных сайтов.

В школе отработана  система организации работы по участию  обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся  школы принимают участие во всех районных, во многих республиканских, всероссийских и международных конкурсах. Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников, НПК. Главным направлением  в работе МО, способствующим  становлению профессионального мастерства учителя,  является практическая работа  с учащимися, которая  проводится МО по плану недели начальных классов. Неделя несет в себе элемент новизны  и желания  участвовать и развиваться  у каждого ребенка. Совершенствование мастерства учителя проходит так же через подготовку детей для участия в олимпиадах, конференциях разного уровня. Всему этому  предшествует большая подготовительная работа  со стороны учителя, способствующая  его профессиональному росту.

Аттестация.

Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя. Достаточно интересны темы рефератов, разнообразны уроки при прохождении аттестационной комиссии: с использованием ИКТ, технологий проектной деятельности, здоровьесберегающих, проблемного обучения. Все это говорит о том, что учителя  активно включают в практику работы широкие возможности использования инновационных технологий. Следует отметить, что 6 учителей начальных классов имеют высшую квалификационную категорию, трое – первую. В 2014-2015 учебном году проходила аттестацию на первую категорию Григорьева Г.Н. Аттестация проводилась по направлению: изучение практической деятельности учителя (посещение уроков, внеклассных мероприятий, изучение документации, учебно-методического комплекса) и анализ активности педагога. Хочется отметить, что учителя проявляют заинтересованность, помогают при подготовке и во время проведения аттестационных мероприятий каждому члену своего объединения.  

Публикации по итогам инновационной работы

  Распространение педагогических инноваций способствует  также  повышению педагогического мастерства учителя. Результаты научно-методической  работ учителей  представляются в виде докладов на научно - практических конференциях, как внутри школы, так и на  республиканских   научно-практических конференциях, в сетевых сообществах. Опыт  некоторых учителей нашей  школы известен на уровне республики. Материалы «Из опыта работы учителей»  опубликованы в журналах  «Халах шкуле», на сайте ЧРИО. Учителя нашей школы делятся результатами своей работы  с коллегами, публикуя  в интернете на своих электронных страницах разработки внеклассных мероприятий, открытых уроков, выступления по итогам  семинаров и конференций разного уровня и т.д.

 

Вывод.

Задача МО – помочь учителям проанализировать собственное профессиональное мастерство, вселить в учителя уверенность, что он может работать лучше, и подсказать на конкретных примерах положительного педагогического опыта, как это можно сделать. А помочь – значит ликвидировать обнаруженные недостатки.

Как сказал ученик Сократа о своем учителе: «Хваля меня, он сделал меня достойным похвал».

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.