68 одиннадцатиклассников МБОУ «Яльчикская СОШ», выпускающиеся из школы в 2017 году, 7 декабря писали итоговое сочинение, по результатам которого они будут допущены (или не допущены) к сдаче ЕГЭ.
Для рассуждения выпускники получили 5 тем:
103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
207.Какой поступок можно назвать бесчестным?
313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
Темы, на которые рассуждали школьники, принадлежат к числу «вечных» – они волновали и философов, и литераторов. Сочинение дало выпускникам возможность продемонстрировать свои лучшие стороны, выбрав проблемы, которые действительно их волнуют - и подобрав соответствующий материал из литературы (при написании сочинения использовали выпускники не только произведения отечественных писателей, но и зарубежную классику). Количество привлечённых произведений было не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Выбрав только одну из предложенных тем сочинений, обучающиеся написали сочинение-рассуждение объёмом в 300 − 350 слов. Итоговое сочинение все выполнили самостоятельно. Не допускалось списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускалось прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылку можно было дать в свободной форме).
Ребята тщательно продумывали композицию сочинения. Соблюдали речевые нормы и нормы грамотности (разрешалось пользоваться орфографическим словарём).
В комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:
1. Разум и чувство
2. Честь и бесчестие
3. Победа и поражение
4. Опыт и ошибки
5. Дружба и вражда
И, если конкретные темы были оглашены только в день экзамена, то тематические направления для сочинений уже были известны давно. В 2016 году все пять «направлений для размышлений» сформулированы по одному и тому же принципу. Каждая из них объединяет два полярных, «контрастных» понятия, конфликт между которыми заложен уже в самой формулировке.
Результатом написания итогового сочинения в 11 классе может быть «зачет» (и, соответственно, допуск к выпускным экзаменам) или «незачет».
Однако для того, чтобы сочинение вообще было рассмотрено комиссией, оно должно соответствовать двум основным требованиям:
объем (минимум – 250 слов, рекомендованный объем – от 350, служебные слова включаются в подсчет),
самостоятельность работы (списывание как целых сочинений, так и их фрагментов не допускается, а объем цитат не может превышать половины общего объема итоговой работы).
Если работа не отвечает хотя бы одному из этих требований – автор автоматически получает «незачет» и отправляется на пересдачу. А после трех неудач подряд лишается права сдавать выпускные экзамены в этом году.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критерию № 1 «Соответствие теме» и критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев: № 3 «Композиция и логика рассуждения»; № 4 «Качество письменной речи»; № 5 «Грамотность».