28 ноября 2016 года учителя начальных классов МБОУ «Яльчикская СОШ» стали участниками вебинара по теме «ФГОС ОВЗ – возможность реализации особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов», проводимый кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, в рамках мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Кто же относится к детям с ОВЗ?
1. Дети с нарушением слуха - Не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие; может выявить педагог.
2. Дети с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Может выявить педагог.
3. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи.
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, дети-инвалиды).
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.
6. Дети с нарушениями интеллекта - Умственно отсталые дети, невролог, психиатр.
7. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.
8. Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Информация была доступная и понятная. Учителя выражают большую благодарность за создание и проведение вебинаров. Полученные знания дают правильное направление и надежду на светлое будущее.