Здоровьесберегающие технологии в урочной и во внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в урочной и во внеурочной деятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, сказано:

«Единственный и абсолютный в своём значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества»

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан и их социально-психологическая защищенность. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения в условиях образовательных учреждений появилась в 90-е годы ХХ столетия, когда резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами уровень здоровья обучающихся.

Можно сделать следующие выводы:

1.      Стрессовая педагогическая тактика;

2.      Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

3.      Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

4.      Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

5.      Провалы в существующей системе физического воспитания;

6.      Интенсификация учебного процесса;

7.      Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

8.      Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

9.      Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Исходя из сказанного, появляется насущная потребность в оценке состояния здоровья, которая помогла бы учащимся ощутить необходимость правильной организации здорового образа жизни и повысить значимость здоровья как личностной ценности. Необходимо отметить существующие в системе школьного образования противоречия на следующих уровнях: 1) между потребностями общества в воспитании здорового молодого поколения и недостатком корректной педагогической стратегии 2) между возрастающим осознанием педагогическим сообществом необходимости сохранения и укрепления здоровья и недостаточной сформированностью ценностного отношения к здоровью у обучаемых в условиях современной школы.

Поиск эффективных путей разрешения обозначенных выше противоречий определил проблему: сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся, овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов. Актуальность проблемы обусловили тему нашего проекта: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся

 

Принципы здоровьесбережения

«Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

1.      Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

2.      Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

3.      Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

4.      Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

5.      Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6.      Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы:

·        технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

·        технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

·        разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального напряжения

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.